Для чего с военных самолетов сбрасывали полоски фольги?

Задача скрытного подлета самолета к цели во время военных действий – краеугольный камень эффективной авиации. Вся история развития военной авиации состоит из постоянного снижения видимости самолета для средств наблюдения, а история развития ПВО – для противодействия этим мерам.





Когда-то давно основным методом обнаружения вражеского самолета был визуальный метод. Но уже во время Второй мировой войны в войсках ПВО стали появляться радиолокационные станции. Используя метод радиолокации, основанный на излучении радиоволны и приеме отраженного от объектов сигнала, стало возможным обнаруживать воздушные цели на расстояниях сначала в десятки, а потом и в сотни километров.

В авиации стали применять различные ухищрения, чтобы не быть своевременно обнаруженным – полет на низкой высоте с использованием складок местности, уменьшение эффективной отражающей площади. А 24 июля 1943 года Королевские ВВС Великобритании при ночном налете на Гамбург впервые использовали новейший метод противодействия РЛС под названием «Виндоу».

По сути, это были пассивные радиолокационные помехи, представляющие собой множество полосок металлизированной бумаги. Размеры полосок были рассчитаны специалистами так, чтобы они попадали в диапазон длин волн, с которым работали немецкие радиолокационные станции (это примерно половина длины волны).

Облако поставленных помех
Облако поставленных помех

Уже при приближении к цели, британские бомбардировщики сбрасывали вниз миллионы этих легких полосок, которые, рассеиваясь в воздухе, образовывали целое облако, которое на экране радаров выглядело большой засветкой. Таким образом, оператор РЛС не мог однозначно идентифицировать воздушную цель. Всего за время войны над территории Германии было сброшено 20 тысяч тонн этих полосок.

Успех от применения дипольных отражателей – так назывались эти полоски – был ошеломляющим. Потери британских самолетов сократились почти наполовину, и это соотношение так и не менялось до конца войны несмотря на то, что количество немецких воздушных машин постоянно увеличивалось. Диполи вносили хаос во всю структуру немецкой противовоздушной обороны: наземные системы наведения не могли давать точные координаты истребительной авиации, а сами истребители не могли найти в ночном небе британские бомбардировщики.

Британский бомбардировщик сбрасывает дипольные отражатели
Британский бомбардировщик сбрасывает дипольные отражатели

Долгое время немцы не понимали причины сложившегося положения, пока один местный житель не принес в комендатуру какие-то металлизированные полоски непонятного назначения.

Современные дипольные отражатели обычно упакованы в пачки весом до 500 грамм, либо входят в состав специального патрона. Для увеличения эффективности полоски фольги делают разного размера, чтобы они работали в широком диапазоне частот и ставили помехи для станций различного диапазона. Количество диполей в одной пачке может составлять до миллиона. При постановке помех диполи выстреливаются специальными автоматами со скоростью нескольких пачек на сто метров пути.

Держатели для отстрела патронов с дипольными отражателями
Держатели для отстрела патронов с дипольными отражателями

Разумеется, в войсках ПВО радиолокационные станции также совершенствовались, в них постепенно появлялись методы борьбы как с активными, так и с пассивными помехами. Борьба с дипольными отражателями наиболее эффективна при помощи частотного и частотно-временного метода защиты, основанного на различии в скоростях движения самолета и облака помех (которая близка к нулю). Используя эффект Допплера (изменение частоты отраженного сигнала при движении объекта) вполне возможно если и не полностью, то значительно ослабить пассивные помехи, которые поставил самолет.

You Might Also Like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *