Цой. Хотел ли он перемен?

Вот опять подошла очередная годовщина со дня трагической гибели лидера группы «Кино» Виктора Цоя — 15 августа 1990 года он погиб в автокатастрофе.





Что опять вспоминается в этот день. Помню, так как это уже был постперестроечный год, о его смерти объявили в программе «Время». Тогда уже можно было в столь одиозной программе произнести это имя.

Помню, как человеку ещё не пережившему никаких личных потерь, это был как удар под дых.

Что было до этого. Уже вышел в кинотеатрах легендарный фильм «АССА», и именно тогда многие впервые увидели как он выглядит. Он становиться героем многих публицистических программ на ТВ. Его популярность достигла пика, хотя до этого было выпущено уже пять альбомов, но они доходили до слушателя полуподпольными способами. На фирме «Мелодия» первая пластинка «Ночь»вышла только в 1988 году, а настоящие релизы, не считая полуподпольные выходы студии Андрея Тропилло, вышли только в 1994 году на Moroz Records.

Показали по ЦТ его концерт в Донецке, и тот кто не имел возможности видеть ранее живые выступления поняли, что в живую Цой петь вообщем то не умеет. Но это мало кого смутило, всё компенсировалось сумасшедшим драйвом и энергетикой самого Цоя и группы в целом. Музыкантов так же необходимо отметить. После совершенного фантастического состава первых альбомов (Рыбин, Курёхин, Гаккель, Титов) приходят музыканты, которые и стали классическим составом: Юрий Каспарян с его невероятно красиво звучащей гитарой, Игорь Тихомиров — с предельно точной игрой на бас-гитаре и эксцентричный Георгий (Густав) Гурьянов на ударных (умер в 2013 году от рака печени).

Со своим напором и драйвом они с лёгкостью могли собирать Лужники.

И вот происходит эта трагедия.

Что потом началось, для меня стало какой-то необъяснимой вещью. На всех заборах и углах домов появилась всем небезызвестная фраза «Цой Жив!». Она украшала все стены начиная от столичных городов, до самой удаленной глубинки. Рисовали это всё, в основном очень молодые люди, которые до смерти Цоя, мне кажется, даже и не догадывались о его существовании. Мы как люди по настоящему любившие творчество группы пытались выяснить, а что же именно нравилось в его творчестве. Зачастую оказывалось, что их песни данная молодежь никогда не слУшала и не слЫшала. Хорошо ещё, что кого-то эта трагедия сподвигла на то, что б изучить его творчество.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

А у меня наступил ступор — я уже больше не мог, и не хотел слушать песни группы «Кино». Тем более, что его тут же начали поднимать на знамя борьбы за свободу, требующего перемен. А он этим борцом и бунтарём никогда и не был. Об этом есть масса интервью, в том числе и самого Цоя, в которых говориться, что не хотели они свержения никакого строя, а перемен они требовали в первую очередь от самих себя, это была их внутренняя потребность — стремление к самосовершенствованию это потребность любого художника.

В этом плане примечательны выдержки из интервью Сергея Соловьева, режисера фильма «АССА»:

« … с песней «Хочу перемен» очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе — я готов дать расписку кровью — ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело — орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь. » (www.afisha.ru)





И Юрия Каспаряна музыканта группы Кино:

«Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер».

Смутил также очень скоропалительный выход последнего альбома, под названием «Черный», буквально через полгода после трагедии. Очень эффективный и прибыльный ход в плане маркетинга от продюсера Айзеншписа. Но как-то не хватило выдержки и такта как у группы «Queen» с альбомом «Made In Heaven», который вышел только через четыре года после смерти Фредди.

Сейчас Виктор Цой начал стремительно «бронзоветь» — массово стали устанавливаться памятники, зачастую очень сомнительного свойства, скорее это как объекты для селфи, ничего не выражающие.

Памятник Цою в Алма-Ате. Фото Яндекс картинки.
Памятник Цою в Алма-Ате. Фото Яндекс картинки.

Или вот такое. Это Цой или Пушкин?

Барельеф в Санкт-Петербурге. Фото Яндекс картинки
Барельеф в Санкт-Петербурге. Фото Яндекс картинки

Такое уже было ещё с одним поэтом:

Памятник Высоцкому в Воронеже. Фото из личного архива.
Памятник Высоцкому в Воронеже. Фото из личного архива.

Пусть не обижаются жители данных городов, но я знаю очень неоднозначное мнение воронежцев о памятнике, установленном в их городе.

И вот уже на подходе съемки фильма о Цое, который планирует снимать Алексей Учитель, и против которого категорично выступает сын Виктора, Александр.

Не за горами в канун тридцатилетия трагедии, в следующем году выход программ на главных каналах страны, где престарелые артисты будут вспоминать по типу: «Помню подошёл ко мне Виктор, положил руку на плечо, и так многозначительно посмотрел в глаза».

Я же в свою очередь, вспоминая Виктора лучше поставлю «Пачка сигарет», хотя я никогда не курил — сигареты здесь для меня как образ, символ того, что радоваться надо и самым малым вещам, тому и тем кто тебя окружает, и не пытаться поставить мир на уши, тем более Виктор этого никогда и не хотел.

Здесь отображены только личные суждения и мнения и необязательно они должны совпадать и отображать, чьи либо другие мнения. Извините что может получилось слишком эмоционально, но на это натолкнули некоторые сообщения в ленте новостей на тему годовщины смерти Виктора Цоя.

You Might Also Like

One Reply to “Цой. Хотел ли он перемен?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *